Программа 2016 года

Скачать программу в PDF

24 октября

Открытие форума

Пленарные выступления

Доклад 1 С детскими домами покончено: роль государства в улучшении качества жизни семей и детей.
Джеорджетт Малхиер (Georgette Mulheir), исполнительный директор Lumos Foundation.

Скачать презентацию в PDF.

Доклад 2
Каждый ребенок достоин семьи: Почему это важно и какие трудности приходится преодолевать?
Дана Джонсон
, профессор кафедры неонатологии и педиатрии университета Миннесоты, США.

Скачать презентацию в PDF.

Секция 1. «Ребенок должен жить в семье»

Модератор: Мария Феликсовна Терновская
Тема дня: Развитие семейного устройства детей из детских домов за последние 5
лет.

Круглый стол. Алла Зауровна Дзугаева, зам.руководителя ДТиСЗН г. Москвы,
руководители и представители НКО и Центров семейного устройства г. Москвы
Центры семейного устройства вместо детских домов: успехи и проблемы.

Круглый стол. «Что значит подготовить специалистов детских домов к работе
в рамках центров семейного устройства детей.»
Татьяна Юрьевна Бурмина, зам.директора Ресурсного центра семейного устройства ДТиСЗН г. Москвы, тренеры Ресурсного центра и специалисты ЦССВ, ведущие эксперты НКО.
Скачать презентацию в PDF.

Презентация комплексной программы обучения для специалистов ЦССВ и руководителей ЦССВ «Модель деятельности многофункциональной организации по семейному устройству детей»
Программа основана на 20-летнем опыте практической работы специалистов Ресурсного центра (бывшего детского дома № 19) и Центра «Про-мама». В процессе проведения тренинга подготовки исследуется опыт работы и подходы обучающихся специалистов и совместно вырабатываются эффективные модели и формы работы для конкретной организации. В программу также включены новые тренинги: «Как стать успешной командой», «Профилактика профессионального выгорания», «Типология личности Майерс-Бриггс» и другие.
Скачать презентацию в PDF.

Мастер-класс. Ирина Петровна Осина, ГРЦССВ, г. Москва, Ольга Сергеевна Неупокоева, независимый эксперт, г. Санкт-Петербург. Работа с ресурсами родителей и
специалистов как профилактика эмоционального выгорания.

Секция 2. «Что могут НКО: лучшие практики, проблемы и возможности.»

Модератор: Мария Ирмовна Островская

Тема дня: Современные подходы к абилитации и практики сопровождения детей и взрослых с РАС.

— Анна Львовна Битова, директор и член Экспертного совета РБОО «Центр лечебной педагогики», г. Москва. Развитие практик сопровождения детей с РАС и их семей в РФ.
— Ольга Сергеевна Никольская, заведующая лаборатории содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями Института коррекционной педагогики РАО; Елена Ростиславовна Баенская, научный сотрудник лаборатории, г. Москва. Помощь ребенку с аутизмом в эмоционально-волевом развитии.
— Сергей Александрович Морозов, кандидат биологических наук, председатель Общества помощи аутичным детям «Добро»; Светлана Сергеевна Морозова, психолог-методист РОБО «Общество помощи аутичным детям «Добро», г. Москва. 25-летний опыт сочетания поведенческих и развивающих подходов.
— Игорь Леонидович Шпицберг, руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», г. Москва. Создание комплексной системы абилитации, реабилитации, социальной адаптации и сопровождения детей и взрослых людей с РАС силами некоммерческой организации.
Галина Владимировна Шарова, психолог, руководитель социальных волонтерских проектов «Открытая среда» «Пространство радости», г. Санкт-Петербург. Эмоционально-коммуникативные ограничения. Что могут делать НКО для сближения
людей?

Дискуссия Модератор: Мария Островская директор благотворительной организации «Перспективы», г. Санкт-Петербург. Интеграция людей с РАС в общество: задачи коммуникации, адаптации и формирования общественных установок.
Георгий Гунтер, руководитель проекта по трудоустройству людей с аутизмом в сфере ИТ — DistingTec., г. Москва. Международный опыт трудоустройства людей с аутизмом в ИТ отрасли и первые шаги его адаптации в России на примере проекта DistingTec.

Секция 3.

Модератор: Татьяна Юрьевна Морозова

Тема дня: Мастер-класс. Программы раннего вмешательства для дошкольников с РАС. Опыт использования программы ASSERT.

Томас Хигби (Thomas Higbee), профессор факультета специального образования, директор программы ASSERT, Utah State University, США.
Надежда Сергеевна Романова, социальный педагог, Илья Анатольевич, психолог, Центр поддержки семьи «Обнаженные сердца», г. Нижний Новгород.

Секция 4.

Модератор: Святослав Васильевич Довбня
Тема дня: Улучшение качества жизни детей с нарушениями в развитии, проживающих в замещающих семьях и в учреждениях. Нарушения кормления – оценка и проведение программ помощи.

Мишель Рудзински (Mishelle Rudzinski), логопед, исполнительный директор SPOON
Foundation, Портланд, США.
Дана Джонсон, профессор кафедры неонатологии и педиатрии университета Миннесоты, США.
Мария Рыльникова, координатор команды «Волонтерский уход», Татьяна Силаева, волонтер Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», г. Москва.
Улучшение качества жизни детей в сиротских учреждениях г. Москвы через внедрение шкалы SAFE.

Секция 5. «Нормализация жизни людей с нарушениями развития и их семей: правовые аспекты.»

Модераторы: Анна Львовна Битова, Роман Павлович Дименштейн
Тема дня: От интеграции – к нормализации.

1. Анна Львовна Битова, директор и член Экспертного совета РБОО «Центр лечебной педагогики», г. Москва. От интеграции к нормализации.
2. Тренинг для родителей и специалистов по правовому навигатору.
Елена Юрьевна Заблоцкис, юрист РБОО «Центр лечебной педагогики», г. Москва.
Краткое вводное вступление о навигаторе.
Павел Юрьевич Кантор, юрист РБОО «Центр лечебной педагогики», г. Москва.
Практикум использования навигатора в конкретной ситуации.

25 октября

Пленарное заседание

Доклад 1
Современный опыт использования программ помощи для детей с РАС с доказанной эффективностью.

Томас Хигби (Thomas Higbee), профессор факультета специального образования, директор программы ASSERT, Utah State University, США.

Доклад 2
Проект «1300 детей»: как устроить в семью 1300 детей с ОВЗ в г. Москве: работа специалистов и пиар-кампания.

Мария Феликсовна Терновская, директор ГБУ Ресурсный центр семейного устройства, учредительный директор АНО Центр «Про-Мама», Светлана Александровна Миронова, психолог, ГБУ Ресурсный центр семейного устройства, Мария Олеговна Меллис, эксперт АНО Центр «Про-Мама» по пиар-проектам, директор PR-студия «Сова», г. Челябинск.

Что работает в семейном устройстве – история вопроса в мире.

Хелен Джонс (Helen Jones), консультант детской службы, Великобритания.

Секция 1. «Ребенок должен жить в семье»

Модератор: Мария Феликсовна Терновская
Тема дня: Устройство в семью детей с особыми потребностями развития.

1. Мастер-класс. Ирина Петровна Осина, ГРЦССВ, г. Москва, Ольга Сергеевна Неупокоева, независимый эксперт, г. Санкт-Петербург. Устройство детей с особенностями в развитии в рамках работы ШПР.
2. Екатерина Викторовна Филилеева, семейный психолог, Центр «Планета семьи», г. Москва, и Юлия Витальевна Евстратова, психолог, ЦССВ «Наш дом», г. Москва. Что приносит аист? (Анализ опыта проведения Дней аиста).
3. Мастер-класс: Ольга Ивановна Егорова, нейропсихолог, Центр «Про-мама», г. Москва,
Юлия Валентиновна Бреус, психолог, Ресурсный центр семейного устройства, г. Москва,
Татьяна Викторовна Соболева, психолог, Ресурсный центр семейного устройства, г. Москва. Особенности поведения привязанности у детей с ОВЗ, с рождения находящихся в детском доме.
4. Презентация. Хелен Джонс (Helen Jones), консультант детской службы, Великобритания. Об устройстве в семью детей с особыми потребностями: как устроена эта работа в Англии и других странах.

Секция 2. «Что могут НКО: лучшие практики, проблемы и возможности.»

Модератор: Мария Ирмовна Островская
Тема дня: Развитие системы образования детей с особыми потребностями и негосударственное участие.

Инна Тихонова, директор фонда «ОТКРЫТАЯ ДВЕРЬ», г. Санкт-Петербург. Роль тьюторов в образовательном процессе детей с аутизмом. Подбор тьюторов, обучение и организация их работы в образовательных учреждениях.
Виктор Васильевич Мамаев, директор ГБОУ №25 Петроградского района, г. Санкт-Петербург. Значимость взаимодействия НКО, школы и детского дома при организации обучения детей с ОВЗ.
Елена Игоревна Кобыща, федеральный эксперт Межрегиональной тьюторской ассоциации, Юлия Александровна Изотова, руководитель московского регионального отделения МТА, г. Москва. Место тьютора в системе кооперации специалистов сферы образования, работающих с особым детством.
Каролина Бернацка, координатор Центра дневного пребывания и подготовки к школе СПб БОО «Перспективы», г. Санкт-Петербург. Опыт подготовки детей с тяжелыми множественными нарушениями развития к школе.
Дискуссия. Модератор: Анна Артамонова, клинический психолог, директор НОУ ДПО «Социальная школа «Каритас», г. Санкт-Петербург. Квалификация педагогов и сопровождающих в работе с людьми с ТМРН.
Импульсное сообщение: Профессиональная компетентность и качество социальной помощи: что могут НКО?

Секция 3.

Модератор: Татьяна Юрьевна Морозова
Мастер класс. Программы поддержки родителей детей с РАС — Опыт использования программы EarlyBird в проектах Фонда «Обнаженные сердца».

Татьяна Григорьева, Ирина Каширина, ГБОУ ЦДиК, служба ранней помощи, г. Тверь.
Илья Марков, Татьяна Шиповникова, Центр поддержки семьи «Обнаженные сердца», г. Нижний Новгород.
Елена Герасимова, ДОУ 110, г. Нижний Новгород.

Секция 4.

Модератор: Святослав Васильевич Довбня
Организация летнего лагеря для детей и подростков с расстройствами аутистического спектра. Проект «Лето со смыслом».

Кейтлин Тейлор (Kathleen Taylor), эрготерапевт, Университет Нью Мексико, Центр
нарушений развития (CDD), США.
Участники проекта:
Татьяна Шиповникова, специальный педагог, Татьяна Журавлева, инструктор по адаптивной физкультуре, Центр поддержки семьи «Обнаженные сердца», г. Нижний Новгород.
Никита Жернов, директор по развитию, АНО «Звездный дождь», г. Челябинск.
Надежда Болсуновская, Красноярская общественная организация свободного творчества «АЭРОСТАТ», г. Красноярск.
Анна Добрецова, Марина Стульникова – Костромской Областной Благотворительный Фонд помощи детям и взрослым с особенностями развития «Открыть Мир».

Секция 5. Нормализация жизни людей с нарушениями развития и их семей: правовые
аспекты.

Модераторы: Анна Львовна Битова, Роман Павлович Дименштейн

Тема дня: Образование и НКО.

Елена Юрьевна Заблоцкис, юрист РБОО «Центр лечебной педагогики», г. Москва.
Законодательство об образовании: что хотели и что получается.
Царев Андрей Михайлович, директор ГБОУ Псковской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения». ФГОС для детей с нарушением интеллекта: особенности внедрения.
Елена Николаевна Кутепова, к.п.н., зам. директора Института проблем инклюзивного образования МГППУ. О практике внедрения ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей с нарушением интеллекта.
Ольга Олеговна Волкова, Технологический колледж № 21, г. Москва. О профессиональном обучении.
Элисо Рехвиашвили, руководитель Союза РЕЯ, Грузия. Профессиональная подготовка молодых людей с особенностями развития с последующим трудоустройством.
Иван Николаевич Рожанский, Юлия Владиславовна Липес, г. Москва. Программы трудовой занятости Фонда «Жизненный путь».
Дискуссия. Модератор: Александра Константиновна Фадина, исполнительный директор РБОО организации «Центр лечебной педагогики». Жизнь в новых образовательных условиях.

26 октября

Пленарное заседание 1

Доклад 1
Каждый Ребенок Достоин Семьи: достижения и перспективы развития.

Анастасия Залогина, Президент Фонда «Обнаженные сердца».

Доклад 2
Актуальные вопросы применения и изменения законодательства в социальной сфере.

Анна Львовна Битова, директор и член Экспертного совета РБОО «Центр лечебной педагогики», Елена Юрьевна Заблоцкис, Павел Юрьевич Кантор, юристы РБОО «Центр лечебной педагогики» г. Москва.

Секция 1. Ребенок должен жить в семье.

Модераторы: Вера Ивановна Лопатина, Наталья Александровна
Тема дня: Приемный ребенок в школе.

Круглый стол. (Модератор: Вера Ивановна Лопатина). Адаптация приёмного ребёнка в образовательном процессе. Что нового произошло за последние 5 лет: основные проблемы и основные достижения. Участвуют директора и педагоги школ, приемные родители.
Наталья Юрьевна Исаева, учитель начальной школы, ГБОУ Школа №1429 имени Героя Советского союза Н.А.Боброва, г. Москва. Проблемы неуспешности в начальной школе. Ожидания и тревоги приёмной семьи.
Марина Николаевна Качалова, патронатный воспитатель, соц.педагог ГБУ Ресурсный центр семейного устройства, г. Москва. Опыт приёмной семьи, имеющей ребёнка в начальной школе.
Ольга Андреевна Аношина, педагог- психолог, ГБОУ «Пушкинский лицей №1500», г. Москва. Переход в основную школу. Раннее взросление, девиации поведения. Марина Михайловна Кантова, педагог- психолог, ГБУ Ресурсный центр семейного устройства, г. Москва. Раннее взросление. «Взрослый ребёнок» среди малышей.
Елена Леонидовна Нагинер, педагог-психолог, ГБОУ «Школа №345 имени А.С.Пушкина», ЦАО г. Москва. Ребёнок не аттестован или как закончить школу?
Комментарии руководителя Центральный психолог-медико-педагогической комиссии города Москвы Ольги Георгиевны Дониченко и старшего методиста ЦПМПК Екатерины Анатольевны Осетровой.
Ирина Олеговна Камардина, зам. директора ГБУ Ресурсный центр семейного устройства, г. Москва. Ищем волонтёра-репетитора. Успешные проекты.
Наталья Михайловна Волкова, руководитель службы медико-психолого-педагогического сопровождения, ГБУ Ресурсный центр семейного устройства. Задачи профессионального сопровождения семьи приёмного ребёнка-школьника.
Выступление приемной семьи.
Семинар. Инклюзия в образовательную среду: диалог в интересах ребенка или конфликт интересов? (Модератор: Наталья Александровна Степина). Участвуют специалисты НКО, школ, приемные родители.

 

Секция 2.Что могут НКО: лучшие практики, проблемы и возможности.

Модератор: Мария Ирмовна Островская
Тема дня: Люди с особыми потребностями после 18 лет: проблемы интеграции,
самореализации, эмоциональные и сексуальные потребности.

Андрей Михайлович Царев, директор «Я и ТЫ», г. Псков. Квартиры сопровождаемого проживания: анализ опыта, успехи и трудности.
Игорь Анатольевич Костин, научный сотрудник лаборатории содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями Института коррекционной педагогики РАО, г. Москва. Взросление с РАС: направления сопровождения.
Наталья Владимировна Евтеева, директор АНО «Хабаровская инвалидная организация «Реальная помощь», г. Хабаровск. Организация сопровождаемого проживания и сопровождаемой дневной занятости для людей с тяжелыми и множественными нарушениями развития совместными усилиями родительской общественности и
органов государственной власти.
Элисо Рехвиашвили, руководитель Союза РЕЯ, Грузия. Профессиональная подготовка молодых людей с ментальными нарушениями с последующим трудоустройством.
Даниил Александрович Татаринцев, член организации, молодой человек с особыми потребностями, г. Москва. Как НКО может помочь, нам, молодым людям с особенными потребностями, достойно жить и взаимодействовать с государственными организациями.
Елена Юрьевна Златогуре, председатель правления Региональной общественной организации содействия социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями «Яблочко». Реабилитационные ремесленные мастерские как способ самореализации и раскрытия жизненного потенциала людей с ментальной инвалидностью.
Дискуссия. Сексуальность и способность людей с ментальными нарушениями к созданию семьи. (Модератор: Мария Островская)
Импульсное сообщение. Акулова Алла Алексеевна, психолог, Анпилов Антон Олегович, психолог Центра для детей с ментальными нарушениями «Пространство общения».
Половое воспитание: создание среды для развития чувств и нормализации поведения (на примере работы Клуба общения и творчества).

Секция 3.

Модератор: Татьяна Юрьевна Морозова
Мастер класс: Важность альтернативной и дополнительной коммуникации.
Проведение оценки и развитие коммуникации у детей с РАС.

Алла Владимировна Горланова, учитель-логопед, Дина Сиротенко, специальный педагог, школа №46 Калининского района Санкт-Петербурга, Центр реабилитации и милосердия.
Дария Жукова, специальный педагог, Центр поддержки семьи «Обнаженные сердца», г. Нижний Новгород.
Илья Анатольевич Марков, психолог, Центр поддержки семьи «Обнаженные сердца», г. Нижний Новгород.

Секция 4.

Модератор: Святослав Васильевич Довбня
Работа с братьями и сестрами детей с ментальными нарушениями — программы Sibshop и PAWSS.

Лориэн Кинг (Lauriann King), психолог, Университет Нью Мексико, Центр нарушений развития (CDD), США.
Кейтлин Тейлор (Kathleen Taylor), эрготерапевт, Университет Нью Мексико, Центр нарушений развития (CDD), США.

Секция 5. Нормализация жизни людей с нарушениями развития и их семей: правовые аспекты.

Модераторы: Анна Львовна Битова, Роман Павлович Дименштейн
Тема дня: Закон об основах социального обслуживания граждан: замысел законодателя и столкновение с практикой.

Елена Юрьевна Заблоцкис, юрист РБОО «Центр лечебной педагогики», г. Москва. Закон об основах социального обслуживания граждан: замысел законодателя.
Елена Юрьевна Митюшкина, юрист-консультант РБОО «Центр лечебной педагогики».
Проблемы получателей социальных услуг: примеры из практики социального адвоката.
Анна Львовна Битова, директор и член Экспертного совета РБОО «Центр лечебной педагогики», г. Москва. Барьеры на пути негосударственных поставщиков социальных услуг.
Артём Евгеньевич Шадрин, директор Департамента инновационного развития Министерства экономического развития Российской Федерации. Проблемы и перспективы развития сферы социального обслуживания.
Круглый стол. Региональный опыт реализации закона о социальном обслуживании и пути преодоления проблем. Выступления представителей шести регионов и обсуждение.
Модератор: Анна Львовна Битова.
Светлана Владимировна Гусева, председатель НП «Содействие», г. Тула.
Алексей Алексеевич Сидорук, АНО «Диаконический Центр «Прикосновение»», г.Оренбург.
Оксана Михайловна Матвеева, РОО «КРАСНОЯРСКИЙ ЦЕНТР ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ», г. Красноярск.
Оксана Георгиевна Сторожук, юрист, член совета Владимирской областной общественной организации «Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет», г. Владимир.
Юрий Михайлович Кац, зам. председателя совета Межрегиональной общественной организации в поддержку людей с ментальной инвалидностью и психофизическими нарушениями «Равные возможности», г. Владимир.
Ольга Юрьевна Пудовкина, председатель Самарской региональной общественной организации инвалидов «Общество «Даун Синдром», г. Самара.

27 октября

Пленарное заседание 1

Доклад 1
Важность коммуникации.

Иван Бакаидов, самоадвокат, г. Санкт-Петербург.
Доклад 2
Коммуникация – необходимое условие для инклюзивного образования детей с особыми потребностями.

Патрисия Осборн (Patricia Osbourn), директор Autism Program, Исполнительный директор Центра Нарушений развития, Университет Нью Мексико, США.

Секция 1. Ребенок должен жить в семье.

Модераторы: Марина Михайловна Кантова, Татьяна Всеволодовна Губина
Тема дня: Приемные семьи и специалисты служб подготовки семей и сопровождения: сотрудничество ради ребенка.

Татьяна Всеволодовна Губина, психолог, АНО Центр «Про-мама» и Ресурсный центр семейного устройства. Новый дистанционный курс подготовки приемных родителей.
Презентация программы с демонстрацией.
Мастер-класс. Мария Александровна Зимина, Надежда Сергеевна Подколзина, психологи Ресурсного центра семейного устройства. Мониторинг, клуб, сопровождение и построение отношений с приемными семьями после прохождения ШПР как профилактика вторичных отказов от приемных детей.
Мастер-класс. Марина Михайловна Кантова, психолог Ресурсного центра семейного устройства. Профилактика возврата детей подросткового возраста из приемных семей.
Практика работы с приемными семьями в кризисе.
Презентация. Елена Вадимовна Бухман, Наталья Александровна Соколова, психологи АНО Центра «Про- мама». Групповые тренинги для приемных семей: программа курса.
Мастерская. Ирина Андреевна Масальская, семейный психолог, АНО Центр «Про-мама».
Тренинги после ШПР: продолжение следует.

Секция 2. Что могут НКО: лучшие практики, проблемы и возможности.

Модератор: Мария Островская
Тема дня: Родители и специалисты: взаимодействие со смыслом.

Анна Валерьевна Савельевских, директор АНО «Открытый город», г. Екатеринбург. Роль родительских объединений в решении системных проблем реабилитации и инклюзии детей с РАС.
Елена Лянгузова, руководитель центра поддержки семей с детьми с особенностями развития «Дорогою добра», г. Киров. Центр поддержки семей с детьми с особенностями развития РООРДИ «Дорогою добра»: оказание социальных услуг детям с особенностями развития и их родителям.
Наталья Леонидовна Мишенина, директор ОРООИ «Планета друзей», г. Омск. Опыт создания пилотного проекта дневного учебного пребывания подростков и молодых людей с особенностями в развитии на базе общественной организации в г. Омске: возможности тиражирования опыта и его дальнейшие перспективы.
Ольга Олеговна Татаринцева, Председатель правления Ивановской областной общественной организации семей, воспитывающих детей-инвалидов и инвалидов с детства «Солнечный круг», г. Иваново. Опыт взаимодействия с другими НКО в области поддержки проектов по социализации детей с РАС.
Наталия Леонидовна Жужнева, председатель Совета Ярославской региональной общественной организации инвалидов «Лицом к миру». Спектр социальных услуг родительской НКО — ЯРООИ «Лицом к миру».
Дискуссия. (Модератор: Мария Островская) Как родители и специалисты могут способствовать интеграции особых людей в общество и признанию новых практик работы с ними профессиональными сообществами.
Импульсное сообщение. Ольга Викторовна Поворознюк, заместитель председателя СООО «ДОРИДА», г. Екатеринбург. Родительская инициатива как определяющий фактор повышения социального статуса людей с РАС. Создание для людей с РАС социально доступной среды.

Секция 3.

Модератор: Татьяна Юрьевна Морозова
Мастер класс. Новые задачи службы сопровождения для детей с РАС в образовательных учреждениях – оценка поведения, разработка и внедрение поведенческих планов, развитие социальных навыков и саморегуляции.

Выступающие:
Лариса Георгиевна Нестерова, руководитель службы сопровождения, Людмила Леонидовна Иванова, заместитель директора, школа №46 Калининского района Санкт-Петербурга, Центр реабилитации и милосердия.
Наталья Воинова, педагог-психолог, школа №56, г. Нижний Новгород.
Илья Анатольевич Марков, психолог, Центр поддержки семьи «Обнаженные сердца», г. Нижний Новгород.
Евгения Валерьевна Бурнашевская, Елена Михайловна Потапова, ДОУ №17, г. Нижний Новгород.
Татьяна Журавлева, Миранда Уилсон, Центр поддержки семьи «Обнаженные сердца», г. Нижний Новгород. Развитие программ сенсорной интеграции в школах Нижнего Новгорода.

Секция 4.

Модератор: Святослав Васильевич Довбня
Подростки и молодые люди с ментальными нарушениями – взросление и безопасное поведение.

Марша Степенски (Marsha Stepensky), специальный педагог, Вашингтон, США.
Надежда Баровик, социальный педагог, Татьяна Крупина, социальный педагог, Центр поддержки семьи «Обнаженные сердца», г. Нижний Новгород.

Секция 5. Нормализация жизни людей с нарушениями развития и их семей: правовые аспекты.

Модераторы: Анна Львовна Битова, Роман Павлович Дименштейн
Тема дня: Родители и специалисты.

Анна Владимировна Удьярова, г. Санкт-Петербург. Проблемы закрытых учреждений: ДДИ и ПНИ.
Елена Юрьевна Заблоцкис, юрист РБОО «Центр лечебной педагогики», г. Москва. Как помочь ребенку сохранить семью. Расширение моделей поддержки лиц с психическими расстройствами.
Дмитрий Геннадьевич Бартенев, г. Санкт-Петербург. Принципы конвенции о правах инвалидов: практическое значение и реформа законодательства.
Павел Юрьевич Кантор, юрист РБОО «Центр лечебной педагогики», г. Москва. Модели поддержки лиц с психическими расстройствами в разных странах.
Круглый стол. Пути реформирования ПНИ.